Рецензия на фильм

Дав­ным-дав­но, когда Роулинг оде­ва­лась в секонд-хэнд, ела «Доши­рак» и запи­ва­ла его водой из-под кра­на, фан­та­сти­че­ские сери­а­лы сни­ма­лись пре­иму­ще­ствен­но в жан­ре «ужа­сов». В них изред­ка появ­ля­лись зна­ме­ни­тые акте­ры (в «Бай­ках из скле­па» — Брэд Питт, Мар­тин Шин, Дэми Мур), а спе­ц­эф­фек­ты сво­ди­лись к кет­чу­пу, зем­ля­ным чер­вя­кам и вяло­му твор­че­ству в гра­фи­че­ском редак­то­ре Microsoft Paint.

Кто бы мог поду­мать, что сде­лан­ные по ана­ло­гич­но­му прин­ци­пу экра­ни­за­ции ско­ро­спе­ло­го дет­ско­го бест­сел­ле­ра будут соби­рать перед кино­те­ат­ра­ми гро­мад­ные оче­ре­ди? Непо­хо­жие друг на дру­га филь­мы исправ­но рва­ли «бокс-офи­сы» на части. Про­чи­тав кни­гу, люди шли в кино неза­ви­си­мо от того, что ожи­да­ли там уви­деть — милую дет­скую сказ­ку Колам­бу­са или ужа­стик Куа­ро­на.

Через несколь­ко серий про­ект начал стан­дар­ти­зи­ро­вать­ся. Вско­ре ста­ло неваж­но, кто сни­ма­ет оче­ред­но­го «Гар­ри Пот­те­ра и «два зага­доч­ных сло­ва». Исто­рии были оди­на­ко­во взрос­лые, мрач­ные и тре­вож­ные. Ины­ми сло­ва­ми, сказ­ка кон­чи­лась. Начал­ся атмо­сфер­ный маги­че­ский трил­лер.

В «Ордене Феник­са» про­бле­ма с быст­рым взрос­ле­ни­ем акте­ров раз­вер­ну­лась по пол­ной. «Книж­но­му» Гар­ри стук­ну­ло 15 лет, Рэд­к­лиф­фу — 18. Маль­чик со шра­мом на лбу начал демон­стри­ро­вать завид­ную поло­вую актив­ность. Одна­ко Гар­ри еще толь­ко целу­ет­ся вза­сос и гово­рит, что ему было «мок­ро», а Рэд­к­лиф­фу, игра­ю­ще­му сума­сшед­ше­го зоофи­ла в теат­раль­ной поста­нов­ке Equus, уже впо­ру заво­дить детей.

Ска­жи­те, Гар­ри, как так вышло, что за все пять лет обу­че­ния в Хогварт­се вы ни разу не поме­ня­ли очки? У вас голо­ва не вырос­ла?

То же самое каса­ет­ся и дру­гих акте­ров. Невин­ность пер­вых серий ушла. Забудь­те о квид­ди­че, эль­фах и при­ви­де­ни­ях. Уро­ков так мало, что школь­ный год про­ле­та­ет за несколь­ко минут. Магия ста­ла изме­рять­ся в дол­ла­рах, потра­чен­ных на спе­ц­эф­фек­ты для экшен-сцен. Гар­ри улы­ба­ет­ся крайне ред­ко, а если и дела­ет это, то с видом Дани­лы-масте­ра, у кото­ро­го не выхо­дит камен­ный цве­ток. Одна­ко Йэтс не решил­ся уже­сто­чить эту исто­рию настоль­ко, что­бы обра­зы и пове­де­ние детей-пере­рост­ков пол­но­стью соот­вет­ство­ва­ли серьез­но­сти про­ис­хо­дя­щих в филь­ме собы­тий. «Пот­те­ри­а­на» вряд ли вый­дет за пре­де­лы воз­раст­но­го рей­тин­га PG-13, поэто­му лег­кая недо­ска­зан­ность будет при­сут­ство­вать во всех остав­ших­ся филь­мах.

Дэвид Йэтс пре­крас­но пони­мал, что такой шанс дает­ся один раз в жиз­ни. Если он не пока­жет себя с луч­шей сто­ро­ны, ему до кон­ца жиз­ни при­дет­ся сни­мать рекла­му соба­чье­го кор­ма. Страх и тще­сла­вие — отлич­ные твор­че­ские сти­му­ля­то­ры. Режис­сер отра­бо­тал пре­дель­но акку­рат­но, утрам­бо­вав 870-стра­нич­ный роман в самый корот­кий фильм сери­а­ла. Ника­кой отсе­бя­ти­ны — повест­во­ва­ние идет рит­мич­но и глад­ко, раз­ве что два­дца­ти­ми­нут­ный про­лог о маги­че­ских спо­соб­но­стях магг­лов излишне затя­нут. Йэтс с замет­ным удо­воль­стви­ем сни­ма­ет Лон­дон (кото­ро­го мы тол­ком не виде­ли с само­го пер­во­го филь­ма) и не стес­ня­ет­ся рас­став­лять лег­кие поли­ти­че­ские акцен­ты, пока­зав Гар­ри и Гер­ми­о­ну эда­ки­ми рево­лю­ци­о­не­ра­ми, высту­па­ю­щи­ми про­тив кос­но­го и реак­ци­он­но­го Мини­стер­ства Магии.

Сре­ди тем­не­ю­ще­го сюжет­но­го небо­скло­на осо­бен­но ярко бли­ста­ют две звез­ды. Пер­вая — Имель­да Стон­тон, бес­по­доб­но сыг­рав­шая Доло­рес Амбридж. Бюро­крат­ка и садист­ка с фар­фо­ро­вой улыб­кой на лице укра­ла долю зри­тель­ской нена­ви­сти у пер­со­на­жа Ала­на Рик­ма­на — вто­ро­го акте­ра, лег­ко пере­иг­рав­ше­го всех, вклю­чая Гар­ри Пот­те­ра с его дра­ма­ти­че­ски­ми внут­рен­ни­ми стра­да­ни­я­ми.

Итог: бри­тан­цы уме­ют дер­жать план­ку сери­а­лов на про­тя­же­нии деся­ти­ле­тий. «Орден Феник­са» — это нечто вро­де оче­ред­но­го эпи­зо­да «бон­ди­а­ны», в кото­рой одни серии нра­ви­лись боль­ше, дру­гие — мень­ше, но безын­те­рес­ны­ми нико­гда не были. Заду­май­тесь: сей­час серии о Пот­те­ре едут на шее у сверх­по­пу­ляр­ных книг. Послед­ний роман уже вышел, глав­ная загад­ка года раз­ре­ше­на — Гар­ри остал­ся жив. Роулинг груст­но смор­ка­ет­ся в сто­дол­ла­ро­вые купю­ры и гово­рит, что про­дол­же­ния не будет. Меж­ду тем пре­мье­ра «Даров Смер­ти» назна­че­на на 2010 год. Оста­нет­ся ли инте­рес зри­те­лей «подо­гре­тым» или трех лет доста­точ­но, что­бы о Гар­ри Пот­те­ре забы­ли? А может, мар­ке­то­ло­ги Warner Bros. уго­во­рят Роулинг напи­сать про­дол­же­ние?

Опубликовать в twitter.com