Рецензия на фильм

Давным-давно, когда Роулинг одевалась в секонд-хэнд, ела «Доширак» и запивала его водой из-под крана, фантастические сериалы снимались преимущественно в жанре «ужасов». В них изредка появлялись знаменитые актеры (в «Байках из склепа» — Брэд Питт, Мартин Шин, Дэми Мур), а спецэффекты сводились к кетчупу, земляным червякам и вялому творчеству в графическом редакторе Microsoft Paint.

Кто бы мог подумать, что сделанные по аналогичному принципу экранизации скороспелого детского бестселлера будут собирать перед кинотеатрами громадные очереди? Непохожие друг на друга фильмы исправно рвали «бокс-офисы» на части. Прочитав книгу, люди шли в кино независимо от того, что ожидали там увидеть — милую детскую сказку Коламбуса или ужастик Куарона.

Через несколько серий проект начал стандартизироваться. Вскоре стало неважно, кто снимает очередного «Гарри Поттера и «два загадочных слова». Истории были одинаково взрослые, мрачные и тревожные. Иными словами, сказка кончилась. Начался атмосферный магический триллер.

В «Ордене Феникса» проблема с быстрым взрослением актеров развернулась по полной. «Книжному» Гарри стукнуло 15 лет, Рэдклиффу — 18. Мальчик со шрамом на лбу начал демонстрировать завидную половую активность. Однако Гарри еще только целуется взасос и говорит, что ему было «мокро», а Рэдклиффу, играющему сумасшедшего зоофила в театральной постановке Equus, уже впору заводить детей.

Скажите, Гарри, как так вышло, что за все пять лет обучения в Хогвартсе вы ни разу не поменяли очки? У вас голова не выросла?

То же самое касается и других актеров. Невинность первых серий ушла. Забудьте о квиддиче, эльфах и привидениях. Уроков так мало, что школьный год пролетает за несколько минут. Магия стала измеряться в долларах, потраченных на спецэффекты для экшен-сцен. Гарри улыбается крайне редко, а если и делает это, то с видом Данилы-мастера, у которого не выходит каменный цветок. Однако Йэтс не решился ужесточить эту историю настолько, чтобы образы и поведение детей-переростков полностью соответствовали серьезности происходящих в фильме событий. «Поттериана» вряд ли выйдет за пределы возрастного рейтинга PG-13, поэтому легкая недосказанность будет присутствовать во всех оставшихся фильмах.

Дэвид Йэтс прекрасно понимал, что такой шанс дается один раз в жизни. Если он не покажет себя с лучшей стороны, ему до конца жизни придется снимать рекламу собачьего корма. Страх и тщеславие — отличные творческие стимуляторы. Режиссер отработал предельно аккуратно, утрамбовав 870-страничный роман в самый короткий фильм сериала. Никакой отсебятины — повествование идет ритмично и гладко, разве что двадцатиминутный пролог о магических способностях магглов излишне затянут. Йэтс с заметным удовольствием снимает Лондон (которого мы толком не видели с самого первого фильма) и не стесняется расставлять легкие политические акценты, показав Гарри и Гермиону эдакими революционерами, выступающими против косного и реакционного Министерства Магии.

Среди темнеющего сюжетного небосклона особенно ярко блистают две звезды. Первая — Имельда Стонтон, бесподобно сыгравшая Долорес Амбридж. Бюрократка и садистка с фарфоровой улыбкой на лице украла долю зрительской ненависти у персонажа Алана Рикмана — второго актера, легко переигравшего всех, включая Гарри Поттера с его драматическими внутренними страданиями.

Итог: британцы умеют держать планку сериалов на протяжении десятилетий. «Орден Феникса» — это нечто вроде очередного эпизода «бондианы», в которой одни серии нравились больше, другие — меньше, но безынтересными никогда не были. Задумайтесь: сейчас серии о Поттере едут на шее у сверхпопулярных книг. Последний роман уже вышел, главная загадка года разрешена — Гарри остался жив. Роулинг грустно сморкается в стодолларовые купюры и говорит, что продолжения не будет. Между тем премьера «Даров Смерти» назначена на 2010 год. Останется ли интерес зрителей «подогретым» или трех лет достаточно, чтобы о Гарри Поттере забыли? А может, маркетологи Warner Bros. уговорят Роулинг написать продолжение?

Опубликовать в twitter.com